Эти приятные выводы были сделаны при подведении итогов четвёртых районных православных краеведческих Варлаамовских чтений, прошедших в Шенкурске 30 июня.
Посещая подобные мероприятия, проходящие с определённой периодичностью, неизбежно сравниваешь их с предыдущими аналогичными мероприятиями. И, как мне представляется, одной из особенностей нынешних чтений стало преобладание на них темы объектов православной архитектуры на шенкурской земле.
Данный факт просматривался как на детской секции чтений («ВК» № 29 за 16 июля т.г.), так и среди девяти выступлений взрослой секции, на которой краеведы представили, например, доклады о церквях и часовнях Кьяндского прихода, церкви Лазаря Праведного в Медлеше, о храме Владимирской иконы Божией матери в Демидовском, о стоявшей когда-то в Климово-Заборье часовенке, о возрождении часовен на Шенкурской земле. Не осталась в стороне и тема колодчика Варлаама Важского.
Чем же ещё были примечательны Варлаамовские чтения 2021-го года? Это их участники обсудили после пленарного заседания, когда собравшимся было предложено поделиться впечатлениями о мероприятии, высказать свои замечания и пожелания. Больше всего конкретных предложений внесла шенкурский краевед, экс-сотрудник нашего краеведческого музея Антонина Петровна Верещагина. (К слову: думается, участникам и гостям чтений запал в душу доклад Антонины Петровны, который она завершила пламенным призывом использовать православную тематику как основу всей краеведческой работы и духовно-нравственного воспитания земляков, и особенно – молодёжи). Эти её предложения привёдём ниже тезисно:
— проводить Варлаамовские чтения весной или осенью, тогда в них наверняка смогло бы принять участие больше людей, особенно – детей. (Правда, на это предложение далее прозвучал контраргумент: весной и осенью дети-школьники и педагоги очень заняты. Оптимальное время – вторая декада июня);
— обратиться к властям, местным жителям с просьбой – поставить указатели на дорогах к шенкурским памятным местам, архитектурным памятникам и т.д. — в интернете данные о них не всегда точны;
— выложить в интернет материалы докладов с чтений. (И не только в интернет, а записать и распространять эту информацию на CD-дисках – дополнил это предложение шенкурский краевед Владимир Григорьевич Чухин);
— музею организовать экскурсии по святым местам нашего района, в том числе – к колодчику Варлаама Важского, над которым музею неплохо бы вообще взять шефство. Для упрощения этого процесса настойчиво просить у властей автотехнику для музея!
Со своей стороны подводя итоги, директор шенкурского музея Светлана Кузнецова, вручив участникам чтений сертификаты и благодарности, отметила, что все прозвучавшие предложения непременно будут взяты на заметку. Относительно публикации материалов чтений Светлана Николаевна добавила, что некоторые из них будут опубликованы в районной газете «Важский край». Что именно и когда – определит экспертная группа.
— В планах музея посещение святых мест нашего района есть, но — пока только на личном транспорте паломников, — прокомментировала прозвучавшее выше предложение научный сотрудник шенкурского музея Клавдия Ивановна Дунаева. — Содержание же музеем своего транспорта – это отдельная проблема. Есть и ещё вариант совершения паломнических поездок: собрав группу желающих, можно попросить для поездки транспорт у районной администрации».
Высказываясь по итогам нынешних чтений, Клавдия Ивановна выразила сожаление о том, что на мероприятии не присутствовали представители священства – что, возможно, было связано с их подготовкой к празднованию дня Святого Варлаама Важского. Отметив также факты, вынесенные в заголовок этого материала, Клавдия
Ивановна обратила внимание на то, что у шенкурских Варлаамовских чтений есть уже постоянные участники, среди которых, например, Надежда Ивановна Клепикова (Наводово), Елена Михайловна Микерова (Ровдино), Галина Васильевна Семакова (Шеговары) и другие краеведы. Так что поводы для оптимизма имеются: «Есть у Варлаамовских чтений перспектива. Дай Бог, чтобы они и дальше продолжались!»
Николай Романовский.
Фото автора.