Премьера хореографического спектакля «Сны Алисы» состоялась на сцене шенкурского Дкис

Это было действительно событие с большой буквы в жизни нашей районной культуры: известная сказка английского писателя Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес» была рассказана зрителю языком танца!

   Танец и слово

С сюжетом спектакля можно было познакомиться по программке, которая вручалась каждому входящему в зрительный зал гостю:

Алиса гуляла по цветочному саду с книжкой в руках. Но ей быстро наскучило слоняться без дела, от жары её стало клонить в сон. И, устроившись удобнее среди цветов, Алиса заснула. Вот тут-то всё и началось!

Вы знаете, что дети во сне растут? Вот и с нашей Алисой произошло нечто подобное. Играя со светлячками, пробираясь сквозь летящий свет, гоняясь за Белым кроликом, который постоянно куда-то опаздывал, теряясь в пространстве закрытых дверей и падая в глубокую нору, Алиса росла, росла и стала совсем большой…

Также в программке сообщалось, что спектакле танцуют все участники хореографической студии «Шенкуряночка», а бОльшую часть «говорящих» ролей исполнили юные актеры из Школы ведущих Дкис: София Шелаевская и Маргарита Попова (ведущие), Юлиана Семакова (Говорящий цветок) и Вениамин Барандов (Белый кролик).

Ну а что же не вошло в эту программку? Что же ещё осталось за кулисами это яркого получасового сказочного фейерверка? Об этом мы побеседовали с автором идеи, режиссером и хореографом спектакля, хореографом Дворца культуры и спорта Екатериной Олешевой и автором сценария спектакля, режиссёром Шенкурского народного театра Александрой Логиновой.

   Большой проект

— Идея этого спектакля появилась довольно давно, — начала рассказывать Екатерина Алексеевна. – Знаете, когда начинаешь работать в хореографии, то всё сначала кажется новым и интересным. Но со временем появляется чувство какого-то однообразия, что обычное как будто стало приедаться. Захотелось создать что-то большое, какой-то цельный проект, на весь коллектив, и чтобы это было не просто концерт, где номера идут друг за другом, а история с каким-либо смыслом. А почему именно «Алиса»? У меня в студии занимаются дети, мы охватываем почти все направления танцев, и потому хотелось все их и показать в постановке. А где такое возможно? И тут я вспомнила про Льюиса Кэрролла и его «Алису». Сказка эта – полный абсурд, чего там только нет! Туда и можно всё включить, перемешать, показать интересно, необычно, ярко, как в детских снах.

Я задумалась над этим где-то 3 года назад. Но было страшно — такого в Шенкурске ещё не было. Такие проекты очень тяжело нести в одиночку, поэтому я очень рада, что у нас в Дкис появилась Александра Юрьевна. Узнав о моей идее, она меня поддержала.

   И Высоцкий тоже

— Знаете, я считаю, что оригинальная сказка «Алиса в Стране чудес» довольно сложна для восприятия, она скорее для взрослых, чем для детей, — включается в разговор Александра Логинова. – Но в 1976 году вышла одноимённая аудиосказка, на двух больших грампластинках. Стихи и песни для неё написал Владимир Семёнович Высоцкий. Удивительная сказка, я сама её слушала ребёнком, и моя дочь заслушивалась! Очень яркие картинки, очень понятные слова. Потому мы оттолкнулись от неё. Песни Высоцкого прозвучали в нашем спектакле.

Понятно, что под каждый фрагмент – своё музыкальное решение. Но к финалу мы старались подойти особо ответственно: считаю, что финал в постановке должен быть самым сильным! И тут вспомнилась песня, которую я очень люблю – «Из детства постепенно нас юность уведёт…» из замечательного кинофильма 1974 года «Большое космическое путешествие». Дети у нас растут, сказка как раз об этом. Так появился наш финал.

   Закулисье сказки

— А сколько ребят участвовало в этом спектакле?

— Все 4 группы студии «Шенкуряночка» — подготовительная, младшая, средняя и старшая. К сожалению, кто-то из девочек болел, но бОльшая часть поучаствовала. Со Школой ведущих на сцене было более 40 ребят.

— В спектакле две Алисы – маленькая и взрослая. Их сыграли Богдана Русановская и Валерия Грушковская. Как подбирались их кандидатуры?

— Здесь основным критерием был артистизм. А вообще первоначально у нас в планах было 4 (!) Алисы: она у нас должна была расти постепенно. Но в процессе работы число Алис сократили до двух; возможно, так понятнее для зрителей.

— А как определялось количество танцев?

— Тоже, скажем так, опытным путём. И их первоначально планировалось значительно больше. Но они «ушли», как «ушёл» Чеширский кот, и ещё некоторые персонажи сказки. Заметим, что спектакль мы планировали показать ещё в марте 2020 года, но началась пандемия, и мы перенесли спектакль на эту весну. Так что появилась возможность что-то переработать, поменять, и даже изменить смысловую наполняемость спектакля.

— Костюмы для спектакля создавались специально или модернизировались уже имеющиеся?

— Преимущественно – второй вариант. Одна из проблем нашей студии – отсутствие финансирования на пошив костюмов. При их наличии мы могли бы делать более интересные и красивые вещи, могла бы быть совсем иная картинка.

— Но зато сильно выручила новая световая аппаратура.

— Да, в «Алисе» сложный световой проект, и здесь низкий поклон нашему звукооператору Дмитрию Сергеевичу Шеховцову, который на спектакле выполнял ещё и функции светооператора! Делать это параллельно невероятно сложно, но Дмитрий Сергеевич мастерски с этим справился. Мы ему очень благодарны!

— Будут ли повторные показы спектакля?

— К сожалению, нет. Дело в том, что на подготовку каждого такого выступления требуется очень много сил и, главное – времени. И то, и другое при плотном графике работы нашего Дворца культуры и спорта в большом дефиците. Однако мы подготовили видеоверсию спектакля, её можно найти на страничке ВКонтакте «»Дворец культуры и спорта» г.Шенкурск». Надеемся, она тоже понравится нашему зрителю.

— Но работу в этом направлении вы продолжите?

— Конечно! Мы и дальше будем делать хореографические спектакли. На следующий сезон уже есть задумка, и если удастся её реализовать – будет здОрово! Есть, куда расти, как поётся в песне из «Космического путешествия» — подниматься «как будто по ступенькам все выше и вперед…»

* * * * *

Завершить это повествование хочется другими стихотворными строчками – словами Владимира Высоцкого из вышеупомянутой аудиопостановки «Алисы в Стране чудес»: «Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали? – вопрошает Владимир Семёнович устами Льюиса Кэрролла, и отвечает, что потом сказочные персонажи переселяются в чудесную страну: «…В ней нет границ, не нужно плыть, бежать или лететь. Попасть туда не сложно, никому не запрещается, в ней можно оказаться — стоит только захотеть».

И как прекрасно, что такую возможность предоставляют нам наши творческие земляки – взрослые и дети!

Николай Романовский.

Фото автора.

Плашка избранное.jpg